Как доказать клиенту, что он не прав

Каким бы крутым дизайнером Вы ни были, однажды попадется заказчик со своим особым видением мира. У него уникальные и свежие идеи, индивидуальный подход, креативное мышление и вообще полный набор собственных требований. Потому что он точно знает, как будет красиво и оригинально.
Вот только никак он не может найти грамотного специалиста. У всех получается, мягко говоря, «не очень». Вы знакомитесь с ТЗ, прикидываете концепцию и понимаете – так делать нельзя. Это катастрофа.


Ошибка многих дизайнеров в том, что они не отстаивают своё мнение. Во всем соглашаются с клиентом и исполняют его желания.
Вот только в тандеме дизайнер-заказчик главный Вы. Потому что Вы эксперт, профессионал. Вы разработаете классный проект с высокой конверсией. Но для этого нужно сообщить клиенту, что он ошибается.


Доказать свою правоту – это настоящее искусство. Как не обидеть клиента? Как аргументировать позицию? Как предложить альтернативу?
Для начала выслушайте собеседника. Не пытайтесь сразу критиковать. Пусть выскажется. Тогда Вы поймете, что для него действительно важно. Попытайтесь выяснить, с какой целью он хочет разместить ту или иную «фишку». Может, он хочет быть в тренде, собрать как можно больше контактов, сделать удобный поиск. Просто видит только такое решение.


На основе поставленных задач предложите свои варианты. Будет здорово, если покажете наброски, эскизы, зарисовки. Они помогут составить представление о будущем дизайне. Объясните, почему планируете использовать тот или иной элемент. Ведь дизайн – это не просто красивая картинка. Это инструмент для привлечения и удержания покупателей.


В качестве удачного примера продемонстрируйте несколько аналогичных сайтов. Лучше, чтобы это ресурсы известных брендов. В идеале, если это сделали Вы. Когда клиенты узнают, что дизайнер работал с крупными компаниями, он резко вырастает в их глазах.
Но что делать, если заказчик непоколебим?


Сохраняйте спокойствие. Расскажите о рисках, которые связаны с реализацией данной идеи. Так и говорите: если сделать ТАК, пользователи поведут себя ЭТАК. Потому что им неудобно, не нравится, они теряются. В каждом проекте важно учитывать психологические моменты. А все приемы должны соответствовать мышлению и привычкам целевой аудитории. Если уловка работает на лендинге по ресничкам, не значит, что то же самое эффективно на сайте по грузоперевозкам.


И главное – не будьте занудой. Говорите на языке клиента.
Следите за собственной речью. Избегайте сложных фраз и профессиональных терминов. Ваши заказчики работают в другой сфере. Поэтому просто Вас не поймут. Не зазнавайтесь. Если они расскажут о тонкостях своего продукта с использованием сленга, Вы тоже почувствуете себя неловко.
Изъясняйтесь просто и понятно. Подбирайте мягкие выражения. И возьмите на вооружение психологические приемы. Вот что можно сказать:
У Вас очень интересная идея. Давайте ее проработаем. Как Вы думаете, если мы ее реализуем так…
Хорошо, сделаю. Вот только я бы внес пару правок…


Да, это отличный прием. А Вы слышали про…


А дальше постепенно и незаметно меняете идею на свою. Клиент считает, что концепцию придумал он. Вы реализуете достойный проект. Все довольны.